В мире увлечений с Владимиром Спиваковым

Стоит произнести имя – Владимир Спиваков – и тут же всплывают слова «музыка», «достоинство»,  «культура», «искусство», «многогранность», “талант”, “упорство”, “искренность”.

Именно этот ассоциативный ряд вызывает у меня имя  известного скрипача, дирижера и руководителя  камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России.

Для меня Спиваков открыл мир скрипичной и симфонической музыки. Когда-то я была абсолютно безразлична к подобной музыке. Звуки скрипки воспринимала, как некий плач души или любовное страдание.

Один из моих приятелей был поклонником симфонической музыки, и я, чтобы не разочаровать его, следовала за ним на концерты в филармонию и зал консерватории. Он получал удовольствие, а я все время думала лишь о том, чтобы не заснуть и не уткнуться лбом в стоящее впереди кресло.

Нет, я не скажу, что музыканты, которых я слышала раньше, играли плохо. Нет. Скорее, это я не умела слушать симфоническую музыку. Я ее не понимала. Но, видимо, регулярное посещение филармонии не пропало даром.

Так что, попав на концерт «Виртуозов Москвы» под управлением Спиваков, я была уже «подготовленным» слушателем.  На концерте я, наконец, услышала музыку и удивилась, насколько полифонично звучат скрипичные инструменты. Мне казалось, что я  слышу и духовые и клавишные инструменты. Но на сцене были лишь скрипки, альты и контрабасы. Я смотрела, слушала и сама себе не верила. Звуки музыки уносили меня в мир живописных картин, которые рисовались под их аккомпанемент.

После концерта, долго не могла говорить – настолько сильно было впечатление, и в голове еще долго прокручивались  отдельные моменты услышанных мелодий. С тех пор стала стараться не пропускать выступления оркестра Владимира Спивакова.

Увидев анонс в музее Русского импрессионизма о выставке из собрания личной коллекции великого дирижера,  очень обрадовалась, что смогу приоткрыть для себя еще одну грань этого неординарного человека.

На выставке собрано около 90 работ из коллекции дирижера.

На мой взгляд, собрание Спивакова отражает его отношение к жизни. Нет зацикленности на определенных именах, видах и тематических подборках.

Коллекцию отличает разнообразие и открытость новым направлениям в творчестве.

Изюминкой коллекции, бесспорно, является подстекольная живопись, представленная народными религиозными картинками. В Западной Европе в XIX и начале XX веков они использовались для украшения храмов и как образки в домах. Яркие, почти лубочные, изображения, привлекли внимание Спивакова во время одного из ежегодных музыкальных фестивалей, которые проходят под его руководством во французском городе Кольмаре. С тех пор он ежегодно приобретает по одной подстекольной миниатюре. На выставке 20 образов, которые описывают цикл земной жизни Христа. Некоторая наивность исполнения придает особое очарование картинкам. При кажущейся простоте изображения, есть одна отличительная особенность таких картин – автор пишет  в зеркальном отображении на стекле, чтобы зритель мог видеть в «правильном» положении.

Понравились работы неоакадемиста Егора Острова – «Алтарный образ (по Пьерро дела Франческо» и «Алтарный образ (по Гугу ванн дер Гусу) – написанные акрилом на холсте. Два лика, выполненные то утолщающимися, то утончающимися линиями. Поражает, как художник создает портрет, изображает настроение, используя лишь толщину линий. В работе использован только черный акрил, но создается ощущение тени и полутени, игры оттенков. Фантастика просто!

Эскизы театральных костюмов Павла Челищева, Александра Бенуа и Александра Экстера,  эскизы театральных декораций Бориса Шаляпина и Константина Коровина, интерьерные акварели Александра Серебрякова, картины Бориса Кустодиева, Константина Юона, Мстислава Добужинского, Артура Фонвизина и Петра Кончаловского, работы художника-кинетиста Александра Григорьева, художников нонкорфомистов Владимира Немухина и Бориса Жутковского, коллажи Петра Беленок и Вячеслава Кролейчука – вот только небольшой перечень представленных на выставке работ.

Мне особенно понравились два портрета: «Портрет Марии Шаляпиной-Карпиловской» работы Бориса Шаляпина, выполненный в смешанной технике – акварель и пастель. И «Женский портрет» Ладо Гудиашвили, нарисованный цветными карандашами. Легкие, воздушные, наполненные шармом женской красоты и непредсказуемости.

В русской поговорке говорится: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты». Мне кажется, она точна для описания коллекционера Владимира Спивакова.

Многогранность его личности, как нельзя лучше, характеризует  и подчеркивает уважительное и бережное отношение к произведениям художников, работающих в разных жанрах и направлениях.

Я думаю, только очень искренний и открытый человек может сочетать в своей коллекции такие разные картины. Именно готовность принимать творчество во всех его проявлениях является отличительной чертой Владимира Спивакова, поддерживающего и открывающего постоянно все новые и новые имена в искусстве.

Спиваков сам идет навстречу новому. Свидетельством чему являются совместные проекты с певицей Земфирой, оркестром «Креольское танго» и  Андреем Макаревичем, исполнителем джазовой музыки  Андреем Акуловым и многими другими.

В юности Владимир Спиваков серьезно увлекался живописью. Перед ним стоял выбор, чему отдать предпочтение – музыке или живописи. Маэстро выбрал музыку. Но любовь к живописи осталась с ним навсегда, и мы можем в этом убедиться, посетив выставку его коллекции.

 

 

 

8 комментариев

  1. Людмила, спасибо за раскрытие личности великого музыканта. Пусть одна грань, но как точно отражает она суть человека.

  2. Людмила, про ассоциативный ряд о таком талантливом Человек – согласна!
    Так ждала текста этого:)
    впечатлена!
    все же сколько тонкостей, раскрытия в человеке!
    Интересная, яркая коллекция живописи представлена. Могу представить эмоции, которые могли быть вызваны при их виде. Завораживает.
    Людмила, благодарю за интересную статью!!!!

  3. Да, сочетать, казалось бы, не сочетаемое. Однако в каждом таком произведении искусства есть что-то общее. То, что привлекло взгляд Владимира Спивакова.

  4. Людмила, благодарю!

    Очень зацепил последний абзац про выбор между музыкой и живописью. Сколько в жизни было ситуаций, когда ты мечешься, как та обезьяна, которая не знает, куда метнуться – к богатым или к красивым… А можно ведь просто сочетать одно с другим. Просто что-то взять за основу, а что-то перевести в разряд хобби.

    Замечательный человек и чудесный очерк!

    1. Таня, спасибо. Как верно ты сказала, “что-то взять за основу, а что-то перевести в разряд хобби”.
      Мы же часто мечемся от того, что хочется “драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота”, вместо того, чтобы расслабиться и дать всему свое место в жизни. Ты, как всегда, очень точно подмечаешь. Спасибо! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *