Вы просматриваете: Главная > В кругу семьи, Детско-родительские отношения, Статьи > Когда ребенок отказывается играть

Когда ребенок отказывается играть

В электронном журнале “Речь ребенка” опубликована моя статья – ответ на вопросы родителей.

«Моему ребенку 2,5 года. Я усердно готовлюсь к занятиям, подбираю материал с учетом рекомендаций,  а он не хочет играть в игры, которые ему предлагаю.  Что делать в таких случаях?»

 

 

 

Действительно, становится обидно, когда родители стараются, придумывают игры или занятия для ребенка с учетом рекомендаций и советов специалистов, а ребенок своим отказом сводит на нет все усилия.

Опускаются руки, наступает состояние отчаяния,  опустошения  или злости.

Современный мир предлагает некий стандарт успешного человека – уверенный, умеющий быстро и самостоятельно принимать решения, гибкий, энергичный. Такого «универсального» человека начинают готовить чуть ли не с колыбели. Огромное количество пособий, игр, развивающих занятий обещают стать первой или очередной ступенькой на пути становления будущего успешного человека.

Каждая мама хочет видеть своего ребенка именно таким. В современных условиях, родители получают много информации, которая подстегивает тревогу, заставляет спешить с развитием ребенка. Поэтому мамы много эмоциональных сил затрачивают на развитие малыша.  И это, несомненно, ценно.

Но, если усилия мамы уходят в никуда, возникает разочарование и тревога. Нередко родители начинают оценивать себя как «плохих», либо начинают задумываться о том, что ребенок развивается как-то иначе, чем другие дети.

Давайте, рассмотрим этапы развития игры у ребенка.

В игре ребенок осваивает мир взрослых во всех его проявлениях. Он начинает знакомство с  этим миром через подражание взрослому и освоение простых предметных действий – стучит ложкой, водит зубной щеткой, открывает и закрывает крышки, включает и выключает свет и многое другое.

Это так называемый этап игры «рядом», т.е. малыш с удовольствием выполняет подсмотренные у взрослых действия не вступая в особый контакт с другими. Вы, наверное, замечали, как в песочнице малыши делают куличики, не обращая внимания на аналогичные действия других детей.

Это естественный период развития игры. Завершается он к трем годам, т.е. к периоду возрастного кризиса, в котором ребенок гордо заявляет «Я сам».

И лишь утвердившись в том, что он может делать сам, ребенок может переходить к игре «вместе». С этого момента  он  начинает испытывать потребность в совместных действиях с другим.

Если вашему ребенку 2-3 года, и он отказывается играть в подготовленные вами игры, это значит, что он еще не готов к играм «вместе», эти занятия для него преждевременны.

Лучше всего в этом возрасте привлекать ребенка к совместным действиям бытового характера. Например, вы чистите морковку, а ребенок складывает ее на тарелочку; вы вытираете пыль, а ребенок выбрасывает тряпочку в мусорное ведро.

В это время у ребенка еще не окончен период подражания, он стремится помогать, делать, как взрослые, и бытовые совместные действия доставляют ему удовольствие.

Совместная деятельность по выполнению бытовых моментов дает ощущение сопричастности и радости.

В эти моменты родители могут активно заниматься развитием ребенка, проговаривая все, что делают вместе с ним, и ненавязчиво  пополняя пассивный словарный запас, который вскоре ребенок будет активно использовать в речи. Поэтому выполняя совместные действия, называйте все, что находится в зоне вашего внимания, используя стихи, пословицы и поговорки, обязательно применяйте шутки и юмор.

Бытовая деятельность незаменима для эмоционального контакта мамы с ребенком.  Ребенок не только физически ощущает рядом ее присутствие, но и воспринимает, как  она реагирует на то, что  он делает, улыбается ему, хвалит или журит. Это очень важный и неоценимый момент в жизни ребенка, так он создает атмосферу доверия и комфорта – ребенок занимается не тем, что ему навязывают, а тем, что соответствует его возрастным интересам – делать то же, что и взрослый.

К тому же, такие действия не требуют специальной подготовки от мамы. Они естественны для обоих участников процесса – один продолжает осваивать предметный мир,  другой ощущает собственную компетентность рядом с  подражающим малышом.

Пройдя этот этап как подготовку к игре «вместе», ребенок потом проще и легче примет предложенную родителями специально подготовленную игру, так как у него уже будет опыт приятных совместных действий.

При подготовке и выборе игры, необходимо учитывать, что игра, прежде всего,  должна поддерживать и развивать интерес ребенка.

Понаблюдайте за малышом, что его привлекает, посмотрите, чему он уделяет больше внимания, какие картинки рассматривает, предпочитает подвижные игры или нет. И уже исходя из этого, подбирайте игру. Например, у вас задача, в игре научить ребенка выделять «один» и «много». При этом вы знаете, что ваш малыш, как завороженный может подолгу смотреть на рыбок в аквариуме. В таком случае лучше использовать в игре картинки с изображением аквариумных рыбок. Если же малыш интересуется техникой – используйте различные машины и другие технические средства в игре. Если вы видите, что ваш малыш неловок и вообще не проявляет интереса к активным видам игр, а вы хотите развить его ловкость, не следует сразу стремиться заниматься физическими упражнениями. Тут ваши интересы не будут совпадать, и ребенок будет сопротивляться. Постарайтесь, увидеть, что именно интересует малыша и попробуйте его интерес включить в подвижные моменты, но не усердствуйте в их продолжительности.

Чаще используйте для занятий с ребенком спонтанную игру. Эта игра не требует специально созданных условий, она возникает самопроизвольно, без внешних усилий и воздействий. Она наиболее полно отражает интересы ребенка и соответствует  его возрастным особенностям. Если родители сумеют подключиться к спонтанной игре ребенка, то смогут достичь больших дидактических результатов, чем в специально организованной и подготовленной игре.  Именно спонтанная игра имеет наибольшее значение для развития эмоционального мира ребенка, так как в ней он имеет возможность для собственного творчества и самовыражения.

Помните, главное, чтобы игра приносила удовольствие ребенку. Только тогда она имеет смысл и  служит объединению ребенка с родителями. 


Оставить отзыв

Нажимая на кнопку "Отправить", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.